26/06
2010

Народ, который ворует Умберто Эко и Кортасара, небезнадёжен!

Самое противное, что было в моей молодости, — я знал много людей, которые верили в социализм. Самое противное сегодня то, что многие считают капитализм наилучшим устройством общества. Противнее этого только то, что нас пытаются заставить поверить в то, что ЕГЭ полезно нашему образованию. Такое ощущение, что и впрямь в Кремле засела секта свидетелей Егэовы. У русского народа основной амортизатор горестей и печалей — это чувство юмора, поэтому российское здравомыслящее человечество ответило тем, кто внедрил ЕГЭ, проклятием: «ЕГЭ твою мать!» На большее сегодня Россия неспособна. Сколько образованных, интеллигентных, личностно мыслящих людей обоснованно доказывают, что ЕГЭ опаснее, чем пресловутый кризис, но никто их, к сожалению, не слушает. ЕГЭ опасен своим форматом — из нашего молодого поколения хотят сделать шпунтико- и болтикообразных среднечеловеков. Извечный вопрос: «Что делать?». Чернышевского нет, ответить некому. А мне думается так: в России в веках все здравое делалось не по приказу власти, а вопреки командам сверху. Может быть, так и сегодня надо? Я решил, что бороться надо не политическими методами, а добрыми и нужными делами. И самым первым таким делом стало открытие русской библиотеки в Риге. Мне говорили: «Зря ты это затеял. В наше время библиотека никому не интересна». Но два рижских бизнесмена меня поддержали. Алексей Шейнин, глава издательского дома, обеспечил информационную поддержку, а предприниматель Игорь Малышков отдал под библиотеку свой офис. Мы оказались правы — уже за первые два месяца было выдано три тысячи читательских билетов. Конечно, это в основном люди от 40 до 60 лет, но есть и молодежь, и с каждым месяцем приобщается все больше.

Библиотека получилась не похожей на пыльные советско-антикварные. В книжных магазинах покупателям трудно самим найти стоящую литературу среди обилия липкого чтива, поэтому они с удовольствием идут в библиотеку. Здесь все устроено так, чтобы заинтересовать читателей. Например, я обратился к нескольким известным людям с просьбой дать свои рекомендации, что почитать. Они откликнулись, и мы сделали отдельные полки с книгами, рекомендованными Никитой Михалковым, Евгением Евтушенко, Лионом Измайловым…

Максим Галкин на своем роскошном автомобиле в перерывах между строительством замка и концертами объезжал книжные магазины и собирал свои любимые книги. Теперь в нашей библиотеке есть полка с надписью: «Как стать Максимом Галкиным». Есть полка с книгами, которые подарила редакция «Литературной газеты».

Когда о моей затее узнал руководитель крупнейшего российского издательства, он предложил предоставить бесплатно 10 000 книг. А когда увидел мои восторженные глаза, добавил: «Нет, 20 000!» Но этот подарок мне надо было как-то перевезти в Латвию. Хотел оформить официально. Но по законам нашего удивительного государства, которое не любит, когда кто-то делает доброе дело, оказалось, что за перевозку я должен заплатить около миллиона рублей. Причем некоторые чиновники мне намекали, что при условии отката смогут уменьшить сумму. Мое отношение к чиновникам известно по моим статьям и выступлениям. Рука не поднимется для отката! Однако, слава богу, в нашей Родине сохранилось еще много людей, которыми мы можем гордиться. Сейчас и вы, дорогие читатели, испытаете чувство гордости — бесплатно перевезти книги мне помогли… контрабандисты!

В нашей библиотеке уже более 50 000 книг. Когда люди узнали об открытии библиотеки, стали приносить свои книги из дома. Интересное наблюдение: бедные приносили свои любимые книги, а богатые отдавали те, которые не подходят к суперобоям после ремонта. Один известный рижский финансист притащил кучу макулатуры, больше подходящей для лавки утильсырья, чем для библиотеки. Одну книгу я поставил на полку рядом с его фотографией. Это был «Справочник прачечных города Томска» за 1965 год. Книг с псевдолитературными нечистотами в нашей библиотеке нет. Я не буду называть авторов, дело не в фамилиях, а в том, что, к сожалению, такое направление литературы стало популярным.

А вот шкаф гламурненького чтива есть — для контраста. Сам шкаф розовый и украшен стразами (дизайн я позаимствовал у Сергея Зверева). Подбор книжек восхищает даже опытных читателей: «Граф-некрофил», «Нимфетка-незабудка», «Вампир и донор», «Как выйти замуж за гибрид банкомата с вибратором» и др.

Библиотека стала притягивать молодежь. Из школ к нам присылают учеников средних и старших классов — помочь расставить книги, сделать компьютерный каталог. Интересно наблюдать за молодыми людьми, которые, просидев часы в Интернете, приходят к нам с совершенно вялыми глазами. А уходят с глазами-зажигалками. Вроде бы просто переставляли книги…

Лично мне с появлением этой библиотеки стало жить веселее — каждый день приносит что-то новое, порой грустное, порой радостное. Недавно пришел юноша с признаками первой половой зрелости на лице. Попросил Бодлера. Его спросили: «Какой именно поэтический сборник?» Он удивился: «Это что, поэт?» Оказалось, в библиотеку его отправила девушка, сказав, что у них ничего не получится, пока он не прочитает Бодлера. Вот так женщины могут влиять на мужиков! Бодлера у нас не оказалось. Помощницы позвонили мне в Москву с просьбой помочь парню — у нас ведь пятизвездочная библиотека! Через три дня я привез Бодлера. Паренек забрал книгу, поблагодарив за сервис, и вскоре прибежал счастливый: «У нас все произошло! Спасибо!» Иногда молодежь умудряется спросить про такие книги, от названий которых мои помощницы «зависают». Девушка-десятиклассница попросила книгу «о каком-то Генри», один мальчишка настойчиво требовал пьесу Фонвизина «Водоросль» и роман «Вечера на хуторе» автора Близдика Аньки. А одна гламурная девица явилась за повестью Гоголя «Шанель». Моя остроумная помощница ответила: «Тебе она не понравится — там пробников нет!»

Недавно книги из библиотеки стали воровать. Сначала я расстроился, а когда узнал, что именно пропало, обрадовался. Народ, который ворует Умберто Эко и Кортасара, небезнадежен! Да, мы небезнадежны — ни одной книги Донцовой или Акунина не украли.

К чему я рассказал про библиотеку? Бояться ЕГЭ не нужно, просто с ним надо бороться нам всем — на местах. Когда-то у студентов МАИ была миниатюра со словами: «Это мне не надо, это тебе не надо, но раз надо — значит, надо!» Давайте так относиться к ЕГЭ. Раз власть считает, что надо, — простим ее. А наше дело — поставить под ЕГЭ обереги. Я свой оберег уже поставил — библиотеку. Если и остальные подойдут к этой беде с умом, всеобщая егэзация не пройдет.

P.S. Кстати, те, кто нам навязал ЕГЭ, своих детей обучают за границей, где он давно отменен или видоизменен. В таком виде, как у нас, он не существует даже в Америке. А нам, как всегда, слили «радиоактивные» отходы.

P.P.S. Один из фондов, приближенных к нашей власти, провел опрос общественного мнения и выяснил, что после введения ЕГЭ рейтинг тандема Путин—Медведев упал на 15% и теперь составляет 97%.