15/04
2013

«Независимо от того, что творится в нашем государстве, у нас есть не только оно, но еще и Родина»

Известный сатирик Михаил Задорнов в последнее время все чаще изменяет своему привычному юмористическому жанру. Полгода назад в роли разлучника выступил документальный кинематограф — Михаил Николаевич тогда снял фильм о Рюрике, наделавший немало шума. И вот теперь две книги: одна написана в жанре художественной литературы и является романом, другая — обзор собственных путешествий по родной стране.

Михаил Задорнов отказался от поездок в Европу
фото: Наталья Мущинкина

— Причем обе книжки вышли в один месяц — получается, что это я установил такой вот собственный рекорд Гиннесса. Эти книги совершенно разные. Мне повезло: я нашел издательство, которое с уважением относится к автору. Во-первых, печатает на такой бумаге, которую неунизительно взять в руки, во-вторых, в нем даже есть корректор. А ведь сейчас обычно хозяева-скряги экономят на старушках-корректорах… Почему старушках? Да потому что молодежь корректорами быть просто не в состоянии, она же не знает, где запятые ставить.

— Ваш роман «Рюрик. Полет сокола», так же как и фильм, — об изначальной истории Руси. Это книжная версия фильма?

— Нет, конечно. В фильме нельзя было рассказать о трогательной любви нашего первого князя — мне удалось узнать о ней, почитав разные апокрифы. Между прочим, о нашей истории очень много писали итальянцы в Средневековье, о Рюрике у них целые летописи есть, хотя ни у немцев, ни у англичан ничего подобного не встречается. Так вот мы с Валентином и Юлией Гнатюк, моими соавторами, написали роман о том, как бывший бандит влюбился в восточнославянскую кельтскую княжну и в результате образовал целое государство — Русь. Это первое художественное произведение, в создании которого я участвовал. А мои соавторы — люди, владеющие старыми славянскими языками, благодаря им в книге используются правильные русские слова, природные. Мы разрабатывали книгу вместе, обсуждали вместе, но записывали они.

Кстати, у моего фильма о Рюрике тоже рекорд — с моего ютуба скачано 700 000 просмотров! А ведь это документальный фильм, не ролик про бабушку, упавшую с подоконника… И на всех прессухах журналисты спрашивают меня теперь только о Рюрике. Более того, моя помощница недавно проводила опрос на улице, спрашивала, кто такие Сталин, Ленин, Рюрик, Иван Грозный. Оказалось, о Грозном слышали, Ленина и Сталина путают с Гитлером и Наполеоном, а вот Рюрика знают почти все. Неужели это я так сработал?!

— Из вашей второй книги — «По родной России» из серии «Задорные путешествия» — можно сделать вывод, что вы считаете Россию более крутым объектом с точки зрения туризма, чем Европу.

— Абсолютно правильный вывод. Это книжка о путешествиях по родной стране. Я много странствовал, и не только на гастролях, но и с рюкзаком. Опять же повезло, что у нас с издательством совпали вкусы — они свою страну тоже любят больше, чем другие. Какие прекрасные фотографии подобрали — любую можно прикладывать к больному месту и заряжать его энергией. Ведь фотография хороша, когда она передает энергию, а не информацию, вот такие сюда и отобраны. Вообще я уже давно не езжу по Европе, если только вынужденно… Понимаете, есть чипсы, а есть душистая печеная картошка. Так вот в России много таких мест, по сравнению с которыми даже южный берег Франции — это чипсы. Прежде всего поражает природа наша, невероятно красивые места: сибирские, уральские, алтайские, Камчатка, Курильские острова… Второе: я всегда обращал внимание на места, которые давали мне энергию, так называемые места силы. И в книге, в частности, есть повесть о том, как я стал мужчиной, — это произошло на Курилах. Рассказал все «по чесноку», без пошлости.

Сейчас время отпусков начинается. Если из пяти тысяч людей, которые прочитают эту книжку, десять поедут по России, а не по форматным туристическим маршрутам Европы, значит, она уже написана не зря. Десять человек наберутся силы и энергии.

— Многие не решатся на это из-за нашего знаменитого сервиса…

— А его можно рассматривать как своего рода туристический аттракцион. Вот я как-то останавливался в гостинице «Байкал-Плаза» в Улан-Удэ. Одно название уже веселит! И многое другое: в ней, например, когда ложишься спать, надо идти в прихожую выключать свет — выключатель есть только там. Розетки в «Байкал-Плазе» все с золотыми ободками, но если вставляешь в нее вилку для подзарядки, она потом вынимается вместе с розеткой… А в Иванове есть «Гранд-отель». В моем роскошном номере даже обои были с золотой ниткой, и занавески, и бачок с золотой кнопкой, и слив с позолотой. Но унитаз при этом качался, как гамак, а из слива воняло — там неправильно поставлено водяное колено, — а в спальне не было окна. Я разозлился, позвонил уборщице — она приходит, спрашивает: хаус-кипинг вызывали? Я отвечаю: тогда швабринг и ведеринг принесите! Потом позвали топ-менеджера, я ему говорю: как можно спать без окна, я сейчас пойду куплю матрас и лягу в той комнате, где проветривается. Он, нимало не смущаясь: а я знаю магазин, где хорошие матрасы продают, подсказать адрес?

По всей Сибири предлагают салат «Цезарь». Так и спрашивают: цезаря будете? В Костроме однажды официантка спросила: скрамбель хотите? Я понял, что это о яичнице речь, говорю: а по-русски можно сказать? Она объясняет: нельзя, нам запрещают хозяева… В одном из городков я видел ресторан «Портофино» — и это не на море, а среди лесов. Там первые блюда в меню — борщелло и щи of the day… Вот такая философия по всей России.

Но вообще-то во многих местах уже есть замечательные гостиницы, на Байкале, на Камчатке — там, например, бассейны с водой, которую не надо подогревать! Вообще на Камчатке можно было бы строить городки самоотапливающиеся, это ведь только дебильная экономика может завозить на Камчатку топливо из других мест, в то время как вся земля там отапливается из недр… На Урале потрясающе отдыхать — знаете, какие гостинички из бревен, как там пахнет деревом!

Мой девиз: русским надо заново учиться быть русскими. Обе книжки помогут тому, кто согласен с этим девизом. Считаю, что то, что происходит сейчас в Европе, это результат страшной деградации. Гомосексуалисты, сглаживание межполовых различий… Женщины там забыли, что они женщины, мужчины — чем они от женщин отличаются… Человека создал Бог для продолжения рода, а из-за того, что сейчас творится в Европе, человечество может исчезнуть — и никакой конец света, никакой метеорит не понадобится. Род прервется, и все.

…Я встречал такие счастливые семьи на Алтае — она заботится о доме, и она главная в доме. А он как вышел из дома — так стал главным. Мужчина главный там в лесу, на поле, а женщина — в семье. Потому что жена — от слова «жизнь», а муж — от слова «может». Наши родные традиции, энергия наша.

Своими новыми книгами мне бы хотелось всем напомнить: независимо от того, что творится в нашем государстве, у нас есть не только оно, но еще и Родина!

Ирина Финякина
«МК» 15 апреля 2013 г.